Публикации

Буланов Константин

В своей практике, сталкиваясь с различными проблемами клиентов – будь то пограничные расстройства, психосоматические или вопросы отношений, мы можем наблюдать некоторую общность дефицита в структуре их дефекта. Краеугольным камнем этих нарушений являются нарушения идентичности. В данном кратком очерке описывается взгляд на эту актуальную проблему.

Приведенный текст является стенограммой доклада на конференции «В поисках утраченных метафор» Уральской Ассоциации Аналитической психологии и Психоанализа. Изложенный в этом докладе материал копился в течение нескольких лет, и может иметь прикладное значение для практикующих специалистов.

Васькова Евгения

Абсолютно все люди нуждаются в эмоциональном обмене. Любые отношения строятся на эмоциональном обмене. Групповой анализ используется в терапии как метод, позволяющий изучить привычный способ коммуникации с социумом, увидеть сложности на пути эмоционально удовлетворяющей коммуникации в построении отношений. Участие в группах, где люди получают новый опыт иногда очень важно, а иногда просто необходимо для улучшения качества своей жизни.

Вот приходит новый участник. На предварительном собеседовании он обрисовывает свою жизненную сложность. И группа мигом вскрывает истинную проблему. Каждый участник обязательно является зеркалом теневой, неосознаваемой стороной личности другого члена группы. И это «слепое пятно» обязательно обнаружат другие участники группы и обязательно укажут на него. Все, как в жизни. В нашей повседневной жизни другие постоянно указывают нам на то, что с нами- что-то не так. Возможность увидеть себя и свои «слепые пятна» через другого и в другом – это путь решения собственных сложностей. Группа дает множества таких возможностей и решений.

Замечали ли Вы, что приходя в любой коллектив, будь то работа или новая семейная система при выборе партнера, дружественная тусовка или общение бизнес- партнеров, Вы все время оказываетесь в одной и той же социальной роли. И эта роль- цена или плата за возможность принадлежать/быть/ входить в состав именно этой социальной группы. И это Ваш способ жить среди людей. Психодинамическая группа делает эту роль видимой и доступной к исследованию и изменению.

Все мы живем в большой группе и включены в групповые процессы, не смотря на то, знаем мы это или нет. И вместе с группой мы проживаем кризисы. Пандемия коронавируса сделала групповые процессы очень интенсивными и доступными к наблюдению. Каждого из нас затронул этот процесс, никто не остался в стороне. Кто-то смог адаптироваться и проживает этот кризис, а кто-то сопротивляется вхождению в этот процесс. О причинах и сложностях проживания кризиса рассказывает эта статья.
Кризисы- это всегда возможности. Личный рост человека и развитие общества особенно интенсивно происходят в период кризисов. Через работу с группой и в группе мы можем получить огромный ресурс и научиться разрешать и проживать кризисы.

Возможно, я Вас сейчас удивлю, но то общество, в котором Вы сейчас живете и находитесь- это Ваш выбор. И с большой долей вероятности это бессознательный выбор. Приходя в общество (группу, социум) человек разыгрывает свой внутренний конфликт, связанный с установлением своей идентичности, агрессией и тревогой. Проекция и перенос играют в этом ключевую роль. Далеко не всегда этот участник способен отрефлексировать и заметить этот процесс. В групповой терапии этот конфликт становится доступен к наблюдению. С этим конфликтом внутри психики становится возможно работать.
Вы находитесь в том обществе, которое может помочь разрешить этот внутрипсихический конфликт. И как правило, не через осознание, а через разыгрывание. Уйти от навязчивого повторения разыгрывания к осознанию и изменить свое положение можно с достаточно большим успехом в групповой терапии.

Ковид нарушил равномерность и непрерывность бытия нашей жизни. Он внес разрыв смыслов, что сильно отразилось на стабильности жизненных процессов человека. Весь этот процесс от стабильности – нестабильности – к новой форме стабильности мы наблюдали и в рамках группового процесса наших терапевтических групп весь этот год.
По сути онлайн- формат, который привел к разрыву установленных эмоциональных связей между участниками, и который группа рассматривала как ограничитель ее развития, оказался тем самым средством, благодаря которому терапевтический процесс в группе стал развиваться.

Селивёрстова Анна

Психодинамическую группу с «проблемным» участником можно рассматривать как семью с идентифицированным пациентом. При этом группа, в том числе и терапевты, могут проявляться в группе по правилам патологической семейной системы такого участника. Как не застрять в компенсаторной групповой динамике, а вернуться к осознанию восприятия группы как единого организма – основной вопрос, который стоит перед групповыми терапевтами в данной ситуации. Как мы будем изучать проблемное поведение и предлагать его к рассмотрению группе? В данном очерке я постаралась подойти к разрешению этих вопросов.

В психодинамической работе иногда с удивлением мы можем обнаружить родственников наших пациентов, проявляющихся через сопротивление. А иногда родственником для нас на группе оказывается ко-терапевт или коллега терапевт, направивший к нам в группу своего пациента. Этот очерк о том, как бывает интересно и важно обнаружить данные проявления для разрешения сопротивлений и сохранения динамики группы.

В групповой работе возникают различные сопротивления, не дающие её участникам продуцировать материал из бессознательного, иными словами - говорить обо всём. В данном очерке приводятся виды сопротивлений разных подходов, используя которые значительно облегчается работа терапевта в рамках психодинамической психотерапии.

Список литературы по групповому анализу

© УСГА 2024г.